Рейтинг шкіл 2011

http://www.segodnya.ua/specprojects/ranks/rejtinh-shkol-hde-uchat-na-200-ballov.html

Рейтинг школ: где учат на 200 баллов

 По следам тестов “Сегодня” составила рейтинг лучших школ Украины.

Вот уже четвертый год “Сегодня” следит за качеством образования в школах. Чтобы понять, в каких из них учат хорошо, а где уровень преподавания оставляет желать лучшего, мы анализируем результаты внешнего независимого оценивания (ВНО), которые публикует Украинский центр оценивания качества образования.

Если сравнивать результаты ВНО за 2011-й год с прошлогодними, то в целом столичные выпускники “отстрелялись” не хуже, но и не лучше, чем в прошлом году. И двоечников, не дотянувших до положенного минимума в 124 балла, и отличников — тех, кто сдал тесты на 173—200 баллов, стало больше на 1—2%. Так, если по математике в прошлом году положенный минимум не набрали только 6,94% абитуриентов от общего числа сдававших, то уже в этом — 7,23%. А вот число тех, кто сдал математику хорошо, увеличилось с 7,82% до 8,18%. Такая же приблизительно картина и по другим предметам.

РОКИРОВКИ НА ОЛИМПЕ. Интересные перестановки произошли на нашем учебном Олимпе, то есть в десятках лучших школ Киева. В отличие от середнячков, практически все прошлогодние лидеры не удержались на своих первых местах. Так, Украинскому гуманитарному лицею КНУ им. Т. Шевченко не удалось удержать пальму первенства по украинскому языку, и он опустился на 2-е место. В этом году отличников (тех, кто набрал от 173 до 200 баллов) по этом предмету в лицее 89,29%, а в прошлом их было больше — 90,52%. Ну а первое место по украинскому языку заняла в этом году спецшкола №115 им. И. Огиенко с результатом в 95,65% (в 2010-м 57,50%).

Есть и другие “свежие” тенденции. Если раньше в число лучших школ не попадала ни одна обычная школа, то в этом году среди лучших — три средние школы. Более того, некоторым из них удалось потеснить прошлогодних лидеров. Например, теперь на 1-м месте по математике школа №232 вместо Естественно-научного лицея №145. Не удержался на 1-м месте по английскому и лицей “Интеллект” (опустился аж на 5-е место). В этом году по сравнению с прошлым отличников по этому предмету стало меньше на 6,55% — с 88,37% до 81,82%. Его место заняла в свою очередь спецшкола с английским уклоном №125. Здесь высокие результаты показали 88,24% абитуриентов, что гораздо выше по сравненю с прошлогодним результатом в 45,76%.

То, что обычные школы прорвались в списки лидеров, связано не только с тем, что они улучшили подготовку своих учеников, но и с тем, что в некоторых школах не было выпуска 11-го класса, поэтому многие престижные учебные заведения просто выпали из списка. А 11-го класса, как нам объяснили в Минобразования, не было по нескольким причинам.

Во-первых, для первоклашек, которые пошли в школу в 2000-м году, школам разрешили в качестве эксперимента внедрить 4-й класс в начальной школе (напомним, что ранее школьники перепрыгивали с 3-го сразу в 5-й класс), но, если они не хотели, могли этого не делать. При этом если в школе было несколько параллельных классов, то они могли для одного из них внедрить 4-й класс, а для другого — нет.

Во-вторых, для первоклашек 2001-го года вводилась 12-летняя система образования (уже с 4-м классом). Вот и получилось, что ученики 1-х классов 2000-го года, которые не учились в 4-м классе, выпустились в 2010-м, первоклашки с 4-м классом — в 2011-м, а первоклашки 2001-го — окончат школу только в следующем году. Но проблема в том, что далеко не все школы вводили у себя 4-й класс, поэтому в этом году выпуска у них и не было.

Поэтому, например, из-за этого из нашего рейтинга вообще выпал лицей №171 “Лидер” (в прошлом году попал в десятку лучших школ по математике), а также гимназия №117 им. Леси Украинки (была лучшей по трем предметам — “мове”, истории Украины и английскому).

ДВОЕЧНИКИ. По-прежнему среди отстающих районов — Деснянский, Днепровский, Дарницкий и Оболонский. Количество тех, кто не набрал 124 балла, по всем предметам там в среднем 7—10%. А вот меньше всего двоечников в Подольском, Шевченковском и Печерском районах. Там процент отстающих в 2 раза ниже, чем в “проблемных” районах, — 3—5%. Как правило, большое количество выпускников, которым не удалось справиться с тестами, в обычных средних школах. Но в число неуспешых иногда попадают и специализированные школы.

Более того, иногда доходит до смешного: именно тот предмет, на котором специализируется учебное заведение, его выпускники сдали хуже всего. Так, в спецшколе №273, где профильные — украинский язык и литература, — не сдали этот предмет около 10%. А, к примеру, в спецшколе №200 с углубленным изучением английского этот предмет завалили около 16% сдававших.

ЧАСТНИКИ. C частными школами ситуация который год не меняется: отличников в них больше, чем в обычных школах, но все же их обгоняют спецшколы, лицеи и гимназии. Из новенького — в этом году некоторые частные школы смогли стать лидерами в своих районах по некоторым предметам. Так, лицей “Гранд” в этом году вошел в тройку лучших школ своего района по английскому. А в Святошинском районе лидеров-частников два — гимназия “Евроленд” одна из лучших по английскому языку с результатом в 50% (в прошлом году здесь было — 9,09% отличников), а гимназия Апогей, как и в прошлом году, лидирует в районе по украинскому языку и литературе, истории и английскому.

РЕЗЮМЕ. Несмотря на то что в целом тесты сдали, как и в прошлом году, можно говорить о прогрессе. Ведь значительно улучшили свои результаты обычные школы, которые вместе со спецшколами в этом году потеснили в наших топ-десятках гимназии и лицеи. Напомним, раньше обычные средние школы никогда не попадали в топ-10.

КАК МЫ СЧИТАЛИ

Для составления рейтинга мы взяли за основу 4 основных предмета, тесты по которым проходило наибольшее количество участников: украинский язык и литература (97,5% от общего числа зарегистрировавшихся), математика (64,3%), история Украины (72,4%) и английский язык (27,9%). От разных школ в тестах по одной и той же дисциплине участвовало разное количество учеников — от 1—10 до 70—100. Поэтому для объективности по тому предмету, где на тесты пришло меньше 10 учеников, мы ставили прочерк (иключение для английского — минимум 5 человек). Иначе бы получилось, что, например, лицей международных отношений №51 занял бы первое место в десятке лучших по украинскому языку и литературе, потеснив спецшколу №115. Потому что там от 173 до 200 баллов набрали 100% учеников, а в спецшколе — 95,65%. Но при этом от лицея на тест пришел 1 человек, а от спецшколы — 23. Далее мы взяли результаты Украинского центра оценивания качества образования и сложили проценты тех, кто заработал от 173 до 200 баллов. Например, в гимназии №178 по украинскому языку от 173 до 183 баллов набрали 22,86% учеников, от 183,5 до 190 — 17,14%, от 190,5 до 195 — 0%, от 195,5 до 199,5 — 8,57%, а 200 баллов — 0%. Итого тех, кто набрал от 173 до 200 баллов в этой школе — 48,57%. По такому принципу мы определили тройки лучших школ в каждом районе. А в число аутсайдеров попадали те школы, в которых большой процент учеников, не дотянувших до 124-х баллов.

best_schools_11