Нина Акименко

http://kiev.segodnya.ua/kpeople/Kievskaya-uchitelnica-Akimenko-464316.html

Киевская учительница Нина Акименко: Шпаргалки – это очень положительная вещь

Нина Акименко

Нина Акименко

Учительница математики рассказала об учениках, сменах поколений, интересных случаях из практики и человеческой благодарности тех, кому вот уже не один десяток лет продолжает дарить знания

Нина Григорьевна Акименко – педагог с 40-летним стажем. Карьеру начинала в Академии наук и военном институте, после чего посвятила долгие годы своей жизни Киевскому политеху. С 1998-го года преподает математику в столичном Политехническом лицее. Нина Григорьевна – не только профессионал высокого класса с огромным опытом, но и очень остроумный человек. Ее цитаты – настоящие афоризмы. Взять хотя бы вот эту: “Хочешь уметь решать задачи – решай. Другого правила нет”. В преддверии Дня учителя мы пообщались с этим по-настоящему преданным своей профессии человеком.

О выборе профессии

Я никогда не собиралась стать преподавателем. Когда я училась в старших классах, меня с подружкой попросили подменить учительницу и провести урок в одном из младших классов. Это был кошмар! Как только учитель вышел и оставил нас с детьми, все 40 учеников начали резвиться и шуметь, а мы не могли ничего с этим поделать. Тогда я поняла, что никогда не буду преподавателем. Поскольку математика меня всегда привлекала, после школы я пошла учиться на мехмат университета Шевченко. После окончания учебы около года я проработала в Академии наук, а дальше все сложилось несколько неожиданно для меня – я пошла преподавать в военное училище. Потом – в КПИ и в лицей при нем, где и работаю до сегодняшнего дня – вот уже 18-й год пошел. Впоследствии я ни разу не пожалела о выборе профессии – даже и мысли такой не было. Это моя работа и у меня, кажется, неплохо получается (смеется).

“Современные ученики стали более раскрепощенными”

Изменились ли ученики за последние 10-15 лет? Да, безусловно. Дети стали немного слабее. Почему-то у них хуже память, они хуже запоминают формулы. Зато все прекрасно запоминают в компьютерных играх – куда повернуть, куда выстрелить, как залезть в пещеру. А формул они не помнят. Не знаю, с чем это связано. Может быть, век такой. У каждого ученика есть мобильник, в который забита вся необходимая информация – и учить ничего не нужно. Но есть и хорошие стороны. Современные ученики, по сравнению с предыдущим поколением, стали более раскрепощенными, они свободнее общаются. Я вот вспоминаю себя в их возрасте: мы так боялись преподавателей! Прежде чем зайти в учительскую или на кафедру, десять раз крестились (смеется). А нынешние дети общаются с учителями абсолютно свободно, но, в то же время, не переходя границы, так как большинство из них хорошо воспитаны. Не могу точно сказать, в хорошую или в плохую сторону изменились ученики. Они просто другие. Другой век, другая техника, другие технологии. Они и должны быть другими.

“Без отдачи работать очень трудно”

За что я люблю работу учителя? Мне нравится. Я когда начинаю учить новую группу, а материал сложный, со страхом думаю: как же я их выучу? А потом – все: оказывается, что дети хорошо все усвоили, решают задачи, в том числе и достаточно сложные. В такие моменты в голову приходят мысли вроде: “какие способные дети, научились решать такие сложные задачи!”. Я получаю море положительных эмоций от таких вещей. Дети должны давать отдачу. Если отдачи нет, работать очень трудно.

Забавные моменты

Помню один интересный случай. Через полчаса после начала урока открываются двери класса и заходят двое отсутствовавших ученика. Спрашиваю: “И где это вы гуляли?” А они: “Мы были на кастинге ведущих выпускного вечера”. Я, улыбаясь: “Ну, смотрите мне, если, не дай Бог, вы победите, чтоб обязательно помахали мне со сцены рукой”. И что вы думаете? Не только помахали, а еще и озвучили этот эпизод на весь зал. Или вот еще один. Встречаю как-то на улице ученика. Говорит: “Нина Григорьевна, у нас в институте такой-то материал, вот это вот трудно…”. А я ему: “Слушай, я ведь все это вам рассказывала!”. Он мне: “Да, но мы же не знали, что это вы для нас…”. Он, наверное, думал, что это я для себя рассказываю! (смеется)

О шпаргалках

Стараюсь пресекать такие вещи “на корню”. Говорю: “Значит так, ребята, убираем все с парт. Если что-то где-то увижу, и вы будете здесь клясться, что не списывали, я ставлю два балла – и все. Разборок и инспекций никаких проводить не буду”. Хотя, конечно, были виртуозы списывания: один ученик умудрялся выполнять разворот головы чуть ли не на 180 градусов, чтобы списать со шпаргалки, оставленной на задней парте. Вообще шпаргалки – это очень положительная вещь. Но только если их пишут от руки. Если пишут – значит, занимаются. Это повторение конспекта.

Об оценках

Конечно, мне регулярно приходится ставить двойки. Без этого никак. Когда приходят совсем неподготовленные ученики, все начинается с единиц (смеется). Но и на максимальные оценки тоже не скуплюсь.

Начинающим учителям

Что бы я хотела пожелать молодым людям, которые решили посвятить свою жизнь преподаванию? По-моему, актеры, врачи и педагоги – это врожденное. И начинать нужно с самых низов – так же, как врачи должны начинать с санитаров. Это огромная работа. И никогда, ни за что не нужно унижать детей.

О благодарности

Наверное, одним из самых запомнившихся мне выпусков был выпуск 1998 года. Люблю их за душевные качества. Даже через годы ученики звонили мне, узнавали, как дела, приглашали на встречу. Еще могу отметить выпуск прошлого года. Он был и по уровню хорош, и дети были чудесные. Как бы так сказать… Домашние, приятные, теплые дети. Замечательные, одним словом. Эти два выпуска я буду помнить всю жизнь. Очень часто меня приходят проведывать те выпускники, от которых я этого совершенно не ожидала. Были у меня в одном классе девочки – ну ничего не знали! Сколько я с ними провозилась! Они потом часто приходили в гости и говорили “спасибо”. Так что никогда не поймешь, кто будет более благодарен, кто будет нас теплее вспоминать.